Школьные трудности в освоении навыков письма и чтения у младших школьников
Чтение и письмо являются ключевыми базовыми навыками, без становления которых невозможно все школьное обучение. Если в процессе освоения этими процессами возникли определенные трудности, это говорит о том, что у школьника могут развиться такие явления, как дисграфия (трудности в овладении процессом письма), дислексия (трудности в овладении навыком чтения), дискалькулия (трудности при счете), дизорфография (сложности в овладении правилами русского языка).
Предпосылки к данным нарушениям могут быть замечены еще в дошкольный период, но окончательное заключение логопед выносит ребенку в возрасте 7-9 лет.
Родителям дошкольников и школьников следует обратить внимание на типичные проявления данных нарушений письменной речи: стойкая постоянная замена звуков при чтении (пропуск слогов, слов, строк при чтении) и букв письме (а также пропуск букв, слогов, слов, недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних, зеркальное письмо), ребенок быстро утомляется, не может удерживать внимание при чтении и письме, ему трудно контролировать руку при письме (часто бывает нарушение каллиграфии) и соблюдать строку, трудно контролировать строку при чтении, попытки читать слова справа налево, а также отсутствует понимание прочитанного в целом или отдельных слов, при чтении ребенок ошибается в окончаниях слов, не может дочитать предложение до конца, ребенку тяжело дается ориентация в пространстве, он путает «право» - «лево», «верх» - «низ».
Система коррекционных мероприятий при дислексии и дисграфии направлена на восстановление навыков чтения и письма. Задача коррекционной работы состоит не только в этом, основной акцент делается именно на социальной адаптации детей, страдающих этими речевыми расстройствами.
В связи с таким количеством трудностей, с которыми сталкивается ребенок, страдающий дислексией и дисграфией, подход к устранению расстройств должен быть комплексным и осуществляться группой узких специалистов – неврологом, логопедом, учителем, психологом.
В случае с дислексией и дисграфией – чем раньше начать коррекционную работу, тем выше шансы свести это нарушение к минимуму.
Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях письменной речи являются: психотерапия (особенно работа в семье), медикаментозное лечение, педагогическое воздействие.
1. Психотерапия направлена на повышение в ребенке уверенности в своих силах, успешную социализацию в обществе, формирование адекватной самооценки, а также пробуждение в ребенке вовлеченности в процесс коррекционной работы. Психотерапия является одним из ключевых мероприятий коррекции нарушения, особенно при работе с нарушениями письма. Психотерапевтическое воздействие осуществляется в двух направлениях – работа непосредственно с ребенком (в рамках индивидуальной или групповой психотерапии) и работа с семьей (семейная психотерапия).
2. Медикаментозное лечение определяется терапевтом или психиатром и включает в себя назначение препаратов, способствующих лучшему усвоению навыков чтения и письма.
3. Педагогическая составляющая коррекционного процесса должна быть направлена на индивидуальную работу с ребенком. Педагог должен учитывать темпы усвоения ребенком нового материала, необходимость отработки и автоматизации усвоенных навыков, занятия преимущественно строятся на игровой форме обучения.
Очень важная роль в коррекции данных расстройств отводится логопедической работе. Работать предстоит над развитием отдельных навыков и функций: фонематическое восприятие, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Информация должна преподноситься ребенку последовательно и усложняться постепенно. В зависимости от того, какие типы нарушений письменной речи выявил логопед, ребенку будут предлагаться различные варианты упражнений, направленных на выстраивание новых нейронных связей. В одних случаях ребенок будет узнавать образы букв и цифр, в других учиться стоять на балансире и работать с межполушарными досками и др. Как правило, к работе над данными речевыми нарушениями подключаются прописи для отработки ровного и красивого почерка, различные текстовые материалы для овладения навыком работы с текстом.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что нарушения письменной речи обычно диагностируют довольно поздно. Эти речевые нарушения не являются первичными, а сопутствуют какому-то другому расстройству в более раннем возрасте, и могут создать ребенку трудности в школьном обучении. Дислексия и дисграфия могут встречаться как отдельные нарушения, так и в сочетании друг с другом, а также с дискалькулией и дизорфографией.