Нейропсихологическая диагностика готовности к школе
Многие родители очень серьезно подходят к вопросу готовности ребенка к школе: отдают своих детей во всевозможные дополнительные кружки, покупают красивые ранцы, ручки, тетрадки, с особой тщательностью выбирают школьную форму. Несомненно, все эти пункты играют важную роль в процессе подготовки к школе, но это еще не все. Ребенок должен быть готов стать учеником.
Многие исследователи в области нейропсихологии детского возраста отмечают тенденцию к увеличению количества детей младшего школьного возраста с академической неуспеваемостью, вызванной «школьными трудностями» (А. В. Семенович, Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, М. М. Безруких, И. В. Дубровина и другие). Такие дети не имею клинических диагнозов, развиваются согласно возрасту, но все равно не справляются со школьной программой. И часто такие трудности бывают вызваны тем, что ребенок не был готов к началу школьного обучения.
В данной статье представлен нейропсихологический тест готовности ребенка к школе (в основу был взят тест С.Л. Банкова). Тест сочетает в себе два основных блока развития: психологический и социальный. Дополнительно к тесту прилагается опросник физического развития ребенка, по которому родитель самостоятельно может определить уровень готовности своего ребенка к школе и понять, нужна ли помощь квалифицированного специалиста.
Этот тест не является экзаменом. Важно создать благоприятную атмосферу во время его проведения, не требовать от ребенка ответов сразу на все вопросы (диагностику можно проводить в течение нескольких дней). Не расстраивайтесь, если услышите от ребенка не тот ответ, на который рассчитывали. Каждая ошибка — это то, над чем можно и нужно работать, и мы в этом вам поможем.
ОПРОСНИК ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
(6 – 7 лет)
Если в результате прохождения опросника, вы наблюдаете больше ответов «нет», чем «да», стоит уделить внимание физическому развитию ребенка. Предлагайте ему больше подвижных игр, прогулок на свежем воздухе, сократите время использования гаджетов, особое внимание уделите мелкой моторике, снятию мышечного тонуса в случае его наличия. Предложите ребенку посещение спортивных секций. Обязательно проконсультируйтесь в вопросах физического развития с врачами – педиатром, неврологом и ортопедом.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.
Комментарий к оценке результатов:
2 балла – если ребенок даёт четкий, развернутый ответ. (Например: «Я хочу учиться в школе, потому что там я получу новые знания»).
1 балл – если ребенку необходимы наводящие вопросы, небольшие подсказки. (Например: «В школе я буду учиться»).
0 баллов – если ребенок не может четко ответить на поставленный вопрос. (Например: «Хочу в школу, чтобы играть, чтобы показать красивый пенал»).
Вопросы, отмеченные красным, относятся к оценке мотивационного компонента школьной зрелости.
1. Как тебя зовут (Фамилия, имя, отчество)?
2. Ты мальчик или девочка? А когда ты станешь взрослым, кем ты будешь, тётей или дядей?
3. Сколько тебе лет? А сколько лет тебе будет через год? Через 2 года?
4. Когда у тебя день рождения? (3 балла, если ребенок называет дату рождения полностью с учетом года)
5. Какой у тебя полный домашний адрес? ( За полный домашний адрес – 3 балла)
6. Как зовут маму/папу полностью?
7. Кем работает мама/папа?
8. У тебя есть сестры/братья? Кто старше?
9. Какое сейчас время суток? (Сейчас день или вечер/утро или ночь)?
10. Какое за окном время года? Почему ты так решил? А какое время года будет потом?
11. Почему зимой нельзя купаться в море, а летом кататься на лыжах?
12. Какой у тебя любимый цвет? А какой нелюбимый?
13. Что делает доктор/почтальон/пожарный?
14. Каких любых 4-х животных ты можешь назвать? Какое животные из них тебе больше нравится?
15. Каких птиц ты знаешь?
16. У кого больше лап – у петуха или собаки?
17. Продолжи: Он тигр – она тигрица, он осел – она ослица, он козёл – она…?
18. Как мы зовём детёныша курицы, козы, собаки, коровы?
19. Что больше: 8 или 5? 4 или 6? Посчитай от 3 до 6, от 10 до 2.
20. Что делать, если видишь, что твоего друга обижают? А что делать, если твой друг поступил плохо?
21. Что такое школа?
22. Зачем в школе звонок, парты и доска?
23. Ты хочешь в школу?
24. А что ты будешь делать в школе?
25. Что нужно для того, чтобы идти в школу?
26. Что такое уроки? Что на них нужно делать?
27. Как нужно вести себя на уроке?
28. Что нового ты получишь, когда пойдешь в 1 класс?
29. Что такое домашние задания и зачем они нужны в школе?
30. Что ты будешь делать, если получишь плохую отметку в школе?
Результаты:
62 – 56 баллов – свидетельствует о высоком уровне психосоциального развития, а также о правильно сформированной мотивации ребенка к школьному обучению.
56 – 50 – свидетельствует о хорошем уровне психосоциального развития и сформированной учебной мотивации. Необходимо поработать над вопросами, вызывающими трудности.
50 – 45 – свидетельствует о среднем уровне в рамках психосоциального развития или в рамках уровня мотивации. Необходимо определить слабые стороны ребенка и дополнительно их проработать.
45 – 35 – свидетельствует о низком уровне психосоциальной зрелости и мотивационного компонента.
35 и ниже – свидетельствует о неготовности ребенка к школьному обучению. В деятельности ребенка еще доминирует игровой компонент.
Если после прохождения теста у вас остались вопросы, пожалуйста, обратитесь к квалифицированному специалисту.